ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА «Грачи прилетели» Алексей Саврасов
«Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу»
(Исаак Левитан об Алексее Саврасове)
Где-то в российской глубинке стоит колокольня старой церкви. Дом покосился. Разливается река, тает снег, строят гнезда вернувшиеся из теплых краев грачи. «Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай - и жизнь тайна, прекрасная тайна», - говорил Саврасов.
«Звучать» картину заставляют грачи. Их карканье и треск веток вместе с разлитым в воздухе спокойствием задевают, по выражению Ивана Крамского, «душевные нервы». И здесь при всем оптимизме полотна, при всем свете и воздухе, иной раз нет-нет, да и заплачешь от тоски. При всей многообещающей атмосфере весны чувствуется безысходность, при которой хочется бахнуть стакан да затянуть песнь.
Публика увидела полотно в 1871 году - на первой выставке передвижников (одним из основатель товарищества был и Саврасов). Считается, что с картины «Грачи прилетели» началось новое направление в живописи - лирический пейзаж. Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах - вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа.
Рассмотрим внимательно самую популярную картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
1). Поволжье. С начала 1870-х годов Саврасов, прежде работавший в основном в окрестностях Москвы, стал часто ездить в провинцию. Больше всего художнику пришлась по душе Волга - Саврасов побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, и в последующие пять лет волжские пейзажи будут главным предметом его живописи.
В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи.
2). Молвитино. В декабре 1870 года у художника возник конфликт с Училищем живописи - его упрекнули в том, что у него мало учеников, и лишили казенной квартиры. Расстроенный Саврасов взял отпуск на полгода и в самый разгар занятий вместе с семьей уехал в Ярославль, приняв (судя по всему, от Третьякова) заказ на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге».
В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы.
Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей». Дописанную уже в Москве картину еще до первой выставки заметил и купил Третьяков, чем сильно разочаровал императрицу Марию Александровну, которой пришлось довольствоваться только копией полотна. Доминантой художнику послужила Церковь Вознесения Христова в Молвитино.
Церковь Вознесения Христова в Сусанине
3). Весна. Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино - изучать природу, проникаться ею и писать этюды.
«Ступайте писать - ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают - хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте», - говорил художник. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать - как хорошо в воздухе чувствуется весна».
4). Колокольня. Неприметная сельская церквушка с шатровой колокольней, которая виднеется из-за берез, - это православная церковь Воскресения Христова в селе Молвитино (ныне - Сусанино), которая была построена в конце XVII века. Со свойственной ему реалистичностью в подходе к изображению предметов Саврасов пишет ее с облупившейся штукатуркой, обнажившейся кирпичной кладкой. Храм одновременно тянется к небу и приникает к земле. В «Грачах» возвышенное и приземленное идут рука об руку.
Художник любил старинную русскую архитектуру, видимо находя в ней ту же особую поэзию, которую он видел в природе. В том же 1871 году он написал Воскресенский собор Печерского монастыря - обитель, основанную еще в XIV веке, в которой хранились редчайшие рукописи и древняя икона Богоматери. Картина «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» вдохновила ученика Саврасова, Исаака Левитана, на полотно «Вечер. Золотой Плес» (1889).
5) Грачи - символ приходящей весны, обновления природы. Они заставляют картину звучать. Но их темные силуэты полны и какого-то мистического, почти религиозного значения. «Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай - и жизнь тайна, прекрасная тайна», - говорил Саврасов своим ученикам.
Его картины часто сравнивали с музыкальными произведениями. Лидер передвижников Иван Крамской больше всего ценил художника за наличие в его живописи «душевных нервов, которые чутки к шуму и музыке в природе... струны, которая могла бы обращаться в песню».
6) Деревья. В живописи Саврасова прослеживается мотив устремленности ввысь, часто повторяются образы мачт и деревьев, которые тянутся к небосклону и раздвигают границы полотна.
Прилетевшие грачи вьют гнезда на стволах неказистых берез - символ возвращения к жизни. Метафорой воскресения служит и спрятавшаяся за их стволами верба: с ее ветками, аналогом пальмовых ветвей в холодном климате, на Руси традиционно встречали Вербное воскресенье.
В стволах деревьев также есть особое внутреннее движение «вверх-вниз», которое и придает картине особую музыкальность.
7) Живой воздух пейзажа. На картине есть только легкий, едва заметный намек на солнце. Но при этом полотно необыкновенно светлое, нежное и сдержанное по колориту. Оно наполнено струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж - не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно.
«Он сумел отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу», - писал о Саврасове Исаак Левитан.
8) Горизонт. Изображая линию горизонта, Саврасов намеренно использовал более светлые оттенки красок, размывая их, чтобы создать ощущение широты и глубины открывающегося глазу зрителя пространства.
9) Небо. Небо на «Грачах» затянуто облаками и написано в серо-голубых, тусклых тонах. Для того чтобы в точности передать малейшие оттенки, Саврасов специально пользуется непокрытым красками холстом.
Прибегнув к одному из своих излюбленных приемов - «вертикали» от земли к небу, художник изображает небесные блики и в проталинах на нижней части полотна.
10) Снег. Внимание Саврасова к деталям и его умение чувствовать природу проявляются в тончайшем рисунке подтаявшего снега: где-то он потемневший, где-то - сиреневый, нежно-лиловый, голубой и даже розовый. В нижней части полотна на нем лежит легкая сетка теней от берез. На крыше дома художник изображает его желтовато-белым, а на бугре у забора - с проглядывающим розовато-золотистым отсветом.